ОАО «ТРК»
 
  Навигация
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  

Все права защищены.
Томская распределительная компания 2005 год.
634041,
г.Томск, пр. Кирова, 36
Тел.: (3822) 43-19-92
Факс: (3822) 55-79-83

e-mail: ОАО ТРК



Консолидация МРСК


1. Консолидация МРСК

27 апреля 2007 года по инициативе ОАО «ФСК ЕЭС» на рассмотрение Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» был вынесен вопрос об изменении конфигурации межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). Ранее, 27 декабря 2006 года, новая конфигурация МРСК была одобрена Межведомственной комиссией по реформированию электроэнергетики под председательством Министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко.

Предложения Федеральной сетевой компании заключались в увеличении количества МРСК с 4 до 11 и создании на их базе операционных компаний с сопоставимой стоимостью активов в среднем 25-30 млрд. рублей: по мнению инвестиционных банков, МРСК с такой стоимостью соответствуют ожиданиям инвесторов, особенно с учетом перспективных инвестиционных программ распредсетевых компаний. В новой конфигурации стоимость активов МРСК – в среднем около 30 млрд. рублей (за исключением МРСК Москвы и МРСК Северного Кавказа).

В основу формирования МРСК были заложены принципы территориальной сопряженности и сопоставимости балансовой стоимости активов РСК, входящих в конфигурацию соответствующих МРСК. Пересечение МРСК с территориями работы ТГК было сведено к минимуму для того, чтобы минимизировать влияние энергокомпаний на деятельность друг друга. Таким способом исключаются возможные попытки объединения предприятий этих видов деятельности, и обеспечивается недискриминационный доступ к сетям. Кроме того, были выделены в отдельные МРСК регионы, требующие особого контроля: Москва и Московская область, Санкт–Петербург и Ленинградская область, Тюменская область, Северный Кавказ.

Новая конфигурация была поддержана блокирующими миноритарными акционерами региональных сетевых компаний, и теперь выглядит следующим образом:

· ОАО «МРСК Северо-Запада» в составе следующих РСК: ОАО «Архэнерго», ОАО «Вологдаэнерго», ОАО «Карелэнерго», ОАО «Колэнерго», ОАО «АЭК «Комиэнерго», ОАО «Новгородэнерго», ОАО «Псковэнерго»;

· ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в составе следующих РСК: ОАО «Владимирэнерго», ОАО «Ивэнерго», ОАО «Калугаэнерго», ОАО «Кировэнерго», ОАО «Мариэнерго», ОАО «Нижновэнерго», ОАО «Рязаньэнерго», ОАО «Тулэнерго», ОАО «Удмуртэнерго»;

· ОАО «МРСК Центра» в составе следующих РСК: ОАО «Белгородэнерго», ОАО «Брянскэнерго», ОАО «Воронежэнерго», ОАО «Костромаэнерго», ОАО «Курскэнерго», ОАО «Липецкэнерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО «Тамбовэнерго», ОАО «Смоленскэнерго», ОАО «Тверьэнерго», ОАО «Ярэнерго»;

· ОАО «МРСК Сибири» в составе следующих РСК: ОАО «Алтайэнерго», ОАО «Бурятэнерго», ОАО «Красноярскэнерго», ОАО «Кузбассэнерго – региональная электросетевая компания», ОАО АК «Омскэнерго», ОАО «ТРК» (Томская распределительная компания), ОАО «Тываэнерго», ОАО «Хакасэнерго», ОАО «Читаэнерго»;

· ОАО «МРСК Юга» в составе следующих РСК: ОАО «Астраханьэнерго», ОАО «Волгоградэнерго», ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «Ростовэнерго», ОАО «Калмэнерго»;

· ОАО «МРСК Северного Кавказа» в составе следующих РСК: ОАО «Дагэнерго», ОАО «КЭУК», ОАО «Нурэнерго», ОАО «Ставропольэнерго»;

· ОАО «МРСК Волги» в составе следующих РСК: ОАО «Мордовэнерго», ОАО «Оренбургэнерго», ОАО «Пензаэнерго», ОАО «Волжская МРК», ОАО «Чувашэнерго»;

· ОАО «МРСК Урала» в составе следующих РСК: ОАО «Курганэнерго», ОАО «Пермэнерго», ОАО «Свердловэнерго», ОАО «Челябэнерго»;

· ОАО «Тюменьэнерго»;

· ОАО «Ленэнерго».

Совет директоров принял решение считать целесообразным формирование межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК) на базе электросетевых активов г. Москвы и Московской области. Это предусмотрено Соглашением о взаимодействии Правительства г. Москвы, РАО «ЕЭС России» и Группой «Газпром» в части консолидации активов электроэнергетического сетевого хозяйства на территории московского региона, подписанным 27 июля 2007 года. Таким образом, на базе электросетевых активов МОЭСК, МГЭсК и города Москвы будет создана отдельная МРСК. Планируется, что этот процесс завершится в 2009 году. Совет директоров РАО ЕЭС 26 октября 2007 года также принял решение считать целесообразной передачу акций ОАО «Янтарьэнерго» по разделительному балансу в ОАО «МРСК-Холдинг» в связи с нецелесообразностью включения Калининградской энергосистемы в конфигурацию одной из операционных МРСК.

1.2. Цели и задачи реформирования
распределительного сетевого комплекса РФ

С 2005 года на основании договора доверительного управления акциями МРСК, заключенного между ОАО РАО «ЕЭС России» и ОАО «ФСК ЕЭС», Федеральная сетевая компания осуществляет стратегическое управление распределительным сетевым комплексом. В 2006 году в ОАО «ФСК ЕЭС» была разработана Стратегия развития распределительного сетевого комплекса России до 2015 года, главной целью которой является привлечение масштабных частных инвестиций в распредсетевой сектор в связи с невозможностью обеспечить необходимые вложения из средств государственного бюджета.

Цели реформы РСК по энергетической безопасности

· К 2015 году снизить износ сети до уровня развитых стран: 40% - 50% (в настоящее время 70%);

· К 2015 году создать резерв электрических мощностей в объеме, опережающем развитие экономики на 3-5 лет;

· К 2010 году ввести экономическую ответственность РСК за выполнение гарантированных стандартов надежности и качества обслуживания потребителей.

Цели реформы РСК по эффективности

· К 2015 году довести показатели операционной эффективности РСК до уровня РСК развитых стран за счет экономических стимулов;

· К 2015 году увеличить долю долгосрочного заемного капитала до 50% от задействованного в РСК капитала. В развитых странах эта доля составляет до 70 процентов, в России в среднем по отрасли не более 5 процентов (у лидера в области заимствований – ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» - не более 20 процентов);

· К 2010 году вывести РСК на стабильную рентабельность на уровне компаний РФ с сопоставимыми рыночными рисками.

Цели реформы РСК по долгосрочной инвестиционной привлекательности

· До 2015 году привлечь $55 млрд. (в ценах 2007 года) для выполнения целей по эффективности и энергетической безопасности;

· К 2015 году довести рыночную стоимость капитала для РСК до уровня стоимости капитала для РСК стран с сопоставимым экономическим развитием;

· К 2010 году увеличить капитализацию РСК до уровня РСК стран с сопоставимым экономическим развитием.

Для достижения этих целей в 2007-2009 годах предполагается реализовать ряд изменений в работе распределительного сетевого комплекса. Во-первых, это моделирование рыночных условий в распредсетевом секторе для объективного регулирования (11 сопоставимых по размерам операционных МРСК вместо 4 МРСК, которые ранее планировалось создавать в качестве холдингов). Во-вторых, это разработка и внедрение системы регулирования на основе международного опыта (RAB-регулирование). В-третьих, это создание более эффективных механизмов государственного контроля над такими параметрами работы сетевых компаний как надежность и качество сервиса .

 


RAB-регулирование

RAB-регулирование* – это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и повышение эффективности работы сетевых организаций. Для реализации региональных инвестиционных программ сетевые компании будут привлекать как собственные, так и заемные средства. Регулятор, в свою очередь, будет формировать тариф компаний таким образом, чтобы они имели возможность постепенно возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченный капитал. При этом заемные средства возвращаются через тарифы не в один год (как сегодня), а в течение 20 и более лет, аналогично механизму ипотечного кредитования. Тарифы устанавливаются на период 3-5 лет, что обеспечивает стабильность и предсказуемость «правил игры» для инвесторов, снижает их риски, а значит и стоимость капитала для распределительных сетевых компаний. Также тарифы ежегодно корректируются на макроэкономические факторы, например, инфляцию, если она вышла за прогнозируемые показатели.

Новая система тарифного регулирования необходима, в первую очередь, для привлечения масштабных инвестиций в распределительные сети при одновременном недопущении резкого роста тарифа на услуги сетевых компаний. RAB-регулирование позволит компаниям уже сегодня привлечь капитал в необходимом объеме, а потребителю – оплачивать его не одномоментно (в течение текущего года) как в настоящее время, а в течение длительного периода. Эти условия чрезвычайно выгодны потребителю, т.к. сам он не имеет возможности привлечь капитал на таких условиях по стоимости и долгосрочности, на каких может это сделать регулируемая государством монополия.

* RAB (Regulatory Asset Base) или регулируемая база задействованного капитала – величина, устанавливаемая в целях регулирования тарифов, отражающая рыночную стоимость активов компании с учетом их физического износа.

 


Контроль надежности энергоснабжения и качества сервиса

Новая система тарифного регулирования предполагает регулирование и качества предоставляемой услуги. Регулятор будет устанавливать требования по надежности и качеству сервиса в измеримых показателях, устанавливаемых с учетом специфики отрасли. Например, периодичность и длительность перерывов в поставках услуг, длительность обработки запросов по подключениям, сверке расчетов и другим вопросам, качество работы с жалобами потребителей и другие.

Регулятор также утверждает инвестиционную программу компании на уровне, достаточном для обеспечения выполнения установленных уровней надежности и качества сервиса, а также развития (расширения) инфраструктуры.

В мировой практике регулирующие органы устанавливают показатели надежности и качества сервиса, основываясь на сравнительном анализе этих показателей в достаточном количестве компаний и устанавливая усредненные значения для всех регулируемых предприятий. Это стимулирует компании монопольного сектора конкурировать между собой за надежность и качество сервиса и делает качественные показатели достижимыми, а не теоретическими. 11 сопоставимых по масштабам операционных МРСК создается в отечественном электросетевом комплексе, в том числе, и для целей сравнения.

К примеру, в Великобритании показатели надежности, устанавливаемые регулятором, включают в себя индексы частоты и средней продолжительности перерывов энергоснабжения, индекс повторных перерывов. При этом учитываются такие факторы, как стихийные бедствия и плановость перерывов энергоснабжения.

В числе показателей качества обслуживания потребителей – индексы оперативности новых подключений и реакции на обращения абонентов, индекс неудовлетворенных жалоб, а также общий уровень удовлетворенности потребителей.

Именно по этим параметрам производится сравнительный анализ работы энергокомпаний, и регулятор принимает итоговые решения о применении повышающих или понижающих коэффициентов к тарифу.

Показатели надежности и уровня сервиса будут устанавливаться регулирующими органами для каждой организации на долгосрочный период регулирования. Кроме того, на данный период будут установлены размеры поощрений и вычетов, корректирующих тарифы в зависимости от фактически достигнутых показателей надежности и качества сервиса.

Учет показателей надежности (частоты, средней продолжительности перерывов энергоснабжения и т. д.) целесообразно вести распределительным сетевым компаниям, а государственным регулирующим органам – проводить аудит достоверности информации, получаемой от РСК.

Уровень качества сервиса предполагается определять на основе массового опроса потребителей и выявления их удовлетворенности обслуживанием.

В случае превышения установленных регулятором параметров надежности и качества сервиса предполагается, что к необходимой валовой выручке энергокомпании будут применяться повышающие коэффициенты, т.е. компании будут получать дополнительную прибыль, которую можно снова вложить в модернизацию и развитие своих активов, улучшение обслуживания и т.д. В случае если фактические показатели организаций не отвечают установленным требованиям, регулирующие органы будут рассчитывать вычет и применять его при ежегодной корректировке тарифов.

  Новости ТРК
НОВОГОДНЕЕ ОБРАЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО «Россети» О.М. Бударгина
...

Глава «Россетей» Олег Бударгин на парламентских слушаниях в Государственной Думе сообщил о результатах развития электросетевого комплекса
...

Форум UPGRID-2013: все инновации на одной площадке
...

«Россети» планируют создать Федеральный испытательный центр РФ до конца 2017 года
...

Группа компаний «Россети» внесла наибольший вклад в улучшение позиций России в рейтинге «Doing Business»
...

Архив новостей